Я присутствовал на мероприятии, где высокопоставленных ИТ-специалистов и руководителей попросили задать один главный вопрос о цифровых преобразованиях. Более 40% вопросов были связаны с измерением успеха. И хотя у каждой компании будет свой способ измерения окупаемости инвестиций, можно сформулировать общие принципы.
Определитесь с целями. Важнейшие вопросы здесь - чего вы хотите достичь с помощью цифровой трансформации и почему эта цель важна для вашей организации? Если вы автоматизируете ручные процессы, нужно понимать, освободит ли повышенная эффективность время сотрудников и как вы распорядитесь им для выполнения другой работы. Если вы оптимизируете склад и логистику – чего именно вы достигаете? Снижения складских запасов, повышение скорости цепочек поставок или быстрой обработки инцидентов?
Разные люди могут по-разному понимают одни и те же цели. Например, если руководство преследует цель увеличить EBITDA путем внедрения ИИ во всей цепочке создания стоимости, то на операционном уровне руководители могут быть слишком сосредоточены на таких показателях, как пользовательский опыт (UX), резервы и т.д., не концентрируя их вокруг EBITDA. Идеальное решение должно включать не только настройку модели управления на цель, но и мотивацию на нее всех вовлеченных людей.
Выберите метрики. Как измерить успех, когда вы достигаете своей цели? Какие данные нужно отслеживать и анализировать? Например, если вы улучшаете качество обслуживания клиентов, собирайте и анализируйте их отклик и отслеживайте лояльность. Если вы улучшаете продажи, метрикой может быть конверсия на тех или иных этапах воронки продаж или размер среднего чека.
Конкретные показатели могут улучшаться не сразу. Если вы предоставите своей команде новые цифровые инструменты, она, возможно, будет тратить больше времени на выполнение работы, чем раньше, и вы начнете беспокоиться из-за снижения производительности. Однако это только временный побочный эффект. Когда люди научатся эффективно использовать цифровые инструменты, вы увидите рост производительности. Подобные начальные задержки можно ожидать во многих точках, просто дайте время для адаптации.
Изучайте чужой успех. Правильное понимание и опыт можно и нужно тиражировать. В большинстве случаев задачами, которые решаете вы, кто-то уже занимался раньше. Если вы встраиваете в бизнес цифровую платформу, привлекайте специалистов, успешно реализовавших проекты у других клиентов, на самом раннем этапе. Взаимодействуйте с ними, чтобы усовершенствовать свою стратегию, решать проблемы и отслеживать рентабельность инвестиций с первого дня.
Опыт Softline дает нам возможность предоставить заказчикам доступ к огромному архиву успешных цифровых преобразований в самых разных отраслях. Мы всегда концентрируемся на конкретной измеримой выгоде для заказчиков и реальной отдаче. Отдачу от инвестиций мы понимаем так: увеличение производительности на 25%, повышение уровня удержания клиентов в два раза или ускорение роста втрое по сравнению с конкурентами.
Итак, конкретные цели, метрики успеха и опора на чужой опыт - эти три компонента помогут вам инвестировать в цифровую трансформацию осознанно и извлекать выгоду из этих инвестиций.
Сергей Черноволенко
Глобальный генеральный директор Softline