Искусственный интеллект сегодня проникает во все сферы бизнеса, и Казахстан не остается в стороне от этой цифровой революции. С развитием технологий добавленной реальности (AR) и использованием современных языковых моделей, таких как GPT (Generative Pre-trained Transformer), казахстанский бизнес переживает значительные изменения и совершает шаги в будущее.
Руководитель отдела по развитию облачного бизнеса Noventiq Kazakhstan, Черепанов Степан, рассказывает читателям Bluescreen.kz о том, как AR и GPT влияют на бизнес-процессы в казахстанских компаниях и какие возможности они открывают.
Чтобы понять, как AR и чат GPT способны изменить корпоративные процессы, следует рассмотреть основные процессы в организации и определить их значимость.
Основные корпоративные процессы:
Определение ключевого процесса, приносящего доход компании – важный аспект для инвестиций и применения новых технологий. И как правило, 1-2 процесса являются ключевыми, остальные являются в большей степени поддерживающими – это зависит от рода деятельности компании и её размера.
Например, в компаниях-операторах сотовой связи процесс производства и логистика заканчивается на строительстве сотовых вышек. Основными процессами, приносящими доход телекоммуникационной компании, выступает маркетинг в связке с продажами – появляется большой выбор тарифных планов, яркие и уютные абонентские отделы и колл-центры.
Если рассматривать предприятия, производящие дефицитный товар, такие как сумки Birkin, – процессом, приносящим максимальный доход будет являться производство продукции. Так как спрос на товар настолько высок, что очередь потенциальных покупателей расписана на месяцы вперёд – процессы продаж и логистики будут выражены на минимальном уровне.
Переходя к внедрению инновационных технологий в корпоративные задачи, стоит обратить внимание на их особенности. В данном случае это AR и GPT:
Добавленная реальность — это технология, которая позволяет добавить виртуальные объекты и информацию в реальное окружение, создавая смешанную реальность.
ChatGPT — искусственный интеллект, обученный на большом объёме текстовых данных, способный генерировать текст и выполнять различные задачи, связанные с обработкой естественного языка.
Говоря о том, какое применение в бизнесе можно найти технологии AR, стоит отметить, как уже сейчас пользуется популярностью 3D-анимация в строительном секторе для создания визуализации квартир «под ключ». Кстати, потенциальным покупателям такой инструмент оказался по вкусу. А для дизайнеров интерьера инструменты добавленной реальности открывают возможность предоставить передовой сервис, позволяющий визуализировать предметы интерьера в пространстве, «примерить» и подобрать подходящий размер мебели или текстильных аксессуаров.
Применение AR в бизнес-процессах:
Маркетинг и продажи. AR является мощным инструментом для укрепления позиционирования бренда, повышения эффективности маркетинговой стратегии и создания уникального виртуального опыта для клиентов. Рынок всегда был чувствителен к инновациям, а сейчас в век ИТ, технологии становятся огромным конкурентным преимуществом, повышающим узнаваемость бренда и стимулирующим потребительский спрос.
- Создание интерактивных каталогов продукции и упаковок
- Интеграция AR в рекламные кампании
- Тест-драйв продуктов перед покупкой
- Виртуальные туры по объектам недвижимости
- Применение в мероприятиях и выставках
Логистика. AR способствует оптимизации логистических процессов, повышению операционной эффективности, сокращению времени выполнения задач и обеспечению точности и производительности в цепи поставок.
- Подготовка и упаковка товаров
- Навигация по складским помещениям
- Поддержка обработки и сбора заказов
- Обучение персонала
- Маркировка товаров
- Отслеживание перемещения грузов
- Обзор и инвентаризация складских запасов
Производство. В производственных процессах AR обеспечивает высокую эффективность потоков, способствует сокращению времени простоя оборудования и финансовых затрат, а также повышает уровень безопасности персонала.
- Формирование визуальных инструкций по сборке и монтажу
- Мониторинг состояния оборудования в реальном времени
- Обслуживание и ремонт
- Создание виртуальных тренировочных симуляторов
- Планирование производственных процессов и оптимизация распределения рабочих мест
- Контроль качества товара и выявление дефектов
Что касается чата GPT, то его задачи совершенно отличны от добавленной реальности. Применение GPT довольно широко – это полезный инструмент для создания нового контента, аналитики массива данных в интернете, поиска и анализа информации, написания кода ПО и пр. Уже сейчас можно заметить, как маркетинг использует чат на ежедневной основе, а вот как GPT будет использован в процессах логистики или производства – будет интересно понаблюдать. Применение GPT в бизнес-процессах среди казахстанских компаний расширяется, и эта тенденция будет только расти.
Применение GPT в корпоративных процессах:
Добавленная реальность и ChatGPT — это инструменты, способные внести глобальные изменения в корпоративные процессы, упрощая их и повышая качество деятельности целой организации. Облачные технологии имеют большой потенциал для влияния на развитие рынка Казахстана. Эти инструменты могут привнести инновации и улучшения в различные отрасли, повышая эффективность и конкурентоспособность компаний.
Более того, AR и ChatGPT могут стимулировать инновационную деятельность и разработку новых продуктов и услуг в Казахстане. Местные стартапы и предприниматели могут использовать их для создания уникальных решений, которые могут найти спрос как на внутреннем, так и на международном рынках.
В целом, облачные технологии предоставляют реальные возможности для роста и развития рынка Казахстана. Важно, чтобы бизнес-сообщество и правительство Казахстана осознали потенциал этих технологий и создали подходящие условия для их развития и внедрения.