Что такое прокторинг?
По сути, это процесс дистанционного наблюдения за ходом тестирования, обеспечивающий соблюдение правил и справедливую оценку. Изначально такой контроль осуществляли с помощью видеосвязи обученные прокторы, но сейчас большей популярностью пользуются автоматизированные системы, при использовании которых требуется лишь эпизодическое участие людей.
Профессиональный проктор или автоматизированная система?
Для того чтобы контроль знаний был объективным, а оценки — справедливыми, необходимо исключить подмену экзаменуемого, списывание в том или ином виде, подсказки, а также возможность скопировать задания.
Очевидно, что один проктор может следить лишь за одним тестируемым, и это совсем неэффективно.
Куда лучшие результаты показывают автоматические системы. Принцип работы тот же, но в этом случае проктор не обязан постоянно следить за экзаменуемым, поэтому такой контроль выглядит следующим образом: пользователь через браузер подключается к системе, а та, в свою очередь, в автоматизированном режиме подтверждает личность, собирает данные с микрофона, веб-камеры и экрана компьютера, фиксируя нарушения процедуры в режиме реального времени. Информация о неразрешенных действиях передается организатору, а тот, в свою очередь, принимает решение, как следует поступить – позволить учащемуся сдавать экзамен дальше или отказать ему в возможности проходить испытание.
Есть также системы, принимающие решения о допуске к экзамену сами, без участия организатора.
Интеграция прокторинга с системами дистанционного обучения
Решения для прокторинга интегрируются с системами дистанционного обучения (ДО) либо через API (блочным методом), либо путем добавления функций прокторинга в программный код.
При блочном методе через API система дистанционного обучения непосредственно обращается к прокторингу за теми или иными сведениями, которые она использует в дальнейшей работе. Экзамен проходит в системе прокторинга, предоставляющей тестируемому доступ к заданиям. Таким образом, прокторинг становится связующим и контролирующим звеном между системой ДО и учащимися.
В случае прямого добавления прокторинга в программный код системы ДО, задания предоставляются непосредственно из ее интерфейса.
Отечественные системы прокторинга
Наиболее успешными и востребованными отечественными системами прокторинга являются «Экзамус», ProctorEdu, OMV:Exam.
Система «Экзамус» уже давно известна на рынке и стала почти классической. Ею пользуются многие крупные вузы, включая московские.
Неоспоримым ее преимуществом является хорошая подготовка сопутствующей документации, что очень важно, так как снимает большую часть юридических вопросов. Немаловажно также наличие пакетных предложений.
К примеру, «Экзамус» предлагает свои мощности клиентам, которым их не хватает. В случае необходимости лицензии можно разместить на сервере вендора и там же хранить видеозаписи. А если по каким-то причинам нужно использовать сочетание автоматизированного прокторинга с работой прокторов, «Экзамус» предоставляет пакетное предложение, включающее не только платформу, но и обученных сотрудников, способных контролировать экзаменационный процесс. Из особенностей системы следует отметить ее достаточно высокие требования к сети и используемой технике.
Около пяти лет назад на российском рынке появился ProctorEdu. Эта система отлично справляется с ситуациями, когда технические возможности вуза или суза ограничены. Преимуществами системы является ее быстрая и беспроблемная интеграция с другими платформами, очень оперативная работа технической поддержки, невысокие требования к сети и аппаратному обеспечению, а также большее количество определяемых параметров.
Систему OMV:Exam недавно создала компания «Омега», занимающаяся разработкой виртуальных лабораторий. Функционал OMV:Exam ограничен минимальными возможностями, но зато есть возможность купить лицензию на сервер и работать безлимитно, что очень полезно при небольшом бюджете и большом количестве экзаменуемых.
Примеры внедрений
Самое крупное из последних внедрений было выполнено для Нижегородского университета им. Лобачевского. Вуз поставил задачу — провести итоговую аттестацию с использованием системы прокторинга. Выбор остановился на ProctorEdu — заказчика привлекла простота решения. Важным аргументом в пользу продукта стала поминутная тарификация, позволяющая сильно экономить приобретенное время.
Еще одним крупным проектом является внедрение «Экзамуса» для Тюменского государственного университета, с помощью которого на текущий момент уже принято около 30 тыс. экзаменов.
Дистанционная форма обучения обрела большую популярность. Это удобный и перспективный формат, позволяющий экономить время и ресурсы. Между тем, системы прокторинга — необходимый атрибут дистанционных занятий, поэтому следует ожидать повышения их востребованности на рынке образовательных услуг. Особым спросом сейчас пользуются отечественные разработки — для России по-прежнему актуален тренд импортозамещения. Кроме того, со следующего года на иностранное ПО будет установлен новый НДС и цена импортных решений повысится, что неизбежно вызовет всплеск интереса к отечественным системам. Компания Softline является авторизованным поставщиком всех перечисленных решений для прокторинга, и может предложить не только привлекательные ценовые условия и поставку лицензий, но и консультационные услуги своих специалистов, а также помощь при внедрении и настройке.