Период жестких карантинов и обязательной удаленной работы подходит к концу, и многие компании задумываются о том, что же делать дальше. Несмотря на ностальгию по случайным встречам в кофе-зоне, возвращение к старому формату кажется совершенно нерациональным. Работодателям теперь нужно решать, можно ли зарплаты сотрудников, работающих из дома, приравнять к зарплатам офисного персонала. В случае положительного ответа им нужно пересмотреть и улучшить подходы к оценке персонала. После этого работодателям нужно понять, каким образом можно распространить свою корпоративную культуру в онлайн-среде, найти новые способы ее поддержания среди сотрудников, которые не встречаются лично. Многие компании применяют гибридные модели, чтобы получить лучшее от обоих вариантов. При этом также появляются новые проблемы: с одной стороны, необходимость платить за аренду почти пустых офисов, с другой стороны, необходимость ужаться в занимаемой площади, не лишая сотрудников возможности вообще посещать офис.
События последних двух лет изменить отношение во всех отраслях к работе. Тем не менее, несмотря на большие объемы статистических данных и от работодателей, и от сотрудников, мы еще не стали свидетелями повсеместного распространения этих трендов. Причина этого в том, что наша свобода передвижений почти отсутствует (или, как минимум, оказалась существенно ограниченной). В «новой нормальности» многие компании по-прежнему ощущают себя неуютно, и оценка ключевых метрик, таких как удовлетворенность и производительность труда персонала, стала для них вызовом. Тем не менее статистика становится все разнообразнее, что порождает еще большее недоумение. В отчете Business Insider за июль 2021 г. говорится, что процент удаленных сотрудников в США упал с 35% в мае 2021 г. до 14% в июне. С другой стороны, отчет Findstack за 2021 г. утверждает, что 85% руководителей считают удаленные команды новой нормой, а 77% сотрудников утверждают, что при работе из дома их производительность труда возросла. Нет никаких сомнений, что между ожиданиями работодателей и предпочтениями сотрудников есть большой разрыв.
Конечно, весьма вероятно, что в будущем будут появляться гибридные модели, и что работодатели таким образом смогут значительно сократить свои расходы. Кейт Листер, президент агентства Global Workplace Analytics, предполагает, что среднестатистическая компания может сэкономить за год приблизительно 11 тыс. долл. на каждого сотрудника, который работает удаленно половину времени. Это звучит как отличный стимул для поиска практических решений! В то же время, хотя многие компании стали уговаривать своих сотрудников вернуться в офис, они не спешат принимать это правило. Возможность работы из дома теперь стала полезным преимуществом при переговорах с сотрудником. Многие компании готовы теперь продемонстрировать большую гибкость и учесть пожелания кандидатов, не навязывая всем общих правил посещения. При этом приятно сознавать что, похоже, разрешился важный вопрос, из-за которого раньше сотрудникам не разрешалось работать из дома, — вопрос доверия. Последние два года продемонстрировали руководителям, что их команды могут работать из дома с той же эффективностью. Вопрос теперь заключается в том, какие системы и инструменты компании готовы предоставить им, чтобы сделать работу максимально удобной.
Для тех, кто привык работать из дома, хорошая новость заключается в том, что с точки зрения работодателей преимущества существенно превышают недостатки. В конце концов, наличие удаленных сотрудников помогает компаниям существенно сэкономить на аренде и снизить другие накладные расходы. Во-вторых, при этом можно переосмыслить подход к найму персонала: квалифицированных сотрудников можно находить в доселе недоступных регионах.
Компания Statistias недавна предположила, что больше всего от работы из дома выиграют компании в сфере финансовых сервисов, страхования, ИТ и образования. Все они имеют все основания ожидать сохранения этого тренда — особенно с учетом выгоды, которую он несет. Однако этого нельзя сказать о других отраслях, особенно когда речь идет о творческих задачах или профессиях, требующих высокого уровня эмпатии, например, связанных с рекламой, здравоохранением или туризмом.
Что касается Softline, мы с энтузиазмом относимся к работе из дома и готовы помочь клиентам найти наиболее подходящие решения. Готовые решения, возможно, помогли нам справиться с неотложными проблемами, вызванными пандемией, — но очевидно, что в будущем для бизнеса потребуется более специализированный подход в сочетании с правильной поддержкой, обеспечивающей максимально высокий уровень охвата.