Ответить на эти вопросы традиционными инструментами порой затруднительно или вовсе невозможно, и здесь не обойтись без высокотехнологичных решений на основе искусственного интеллекта, способных справляться со сложными задачами. Мы расскажем лишь о некоторых из таких решений, уже доказавших свою эффективность на практике: приспособлении для автоматической инвентаризации склада, устройстве отслеживания физической активности сотрудника в торговом зале и уникальной цифровой платформе для малого и среднего ритейл-бизнеса.
Кейс № 1. Автоматическая инвентаризация
Процесс инвентаризации на складе — довольно трудоемкая задача, требующая приостановки работы склада, аренды специализированного оборудования, привлечения дополнительных работников. Плюс ко всему, если в небольшом складе или магазине для проведения инвентаризации нужны только привычные блокнот и ручка, а также пара часов времени, то для крупного бизнеса это может стать бутылочным горлышком, влекущим высокие денежные и трудозатраты. В этом случае инвентаризатор, функционирующий на базе ИИ, способен в корне изменить процесс инвентаризации, взяв на себя значительную часть работы.
Система автоматической инвентаризации складских помещений устанавливается на стандартный форклифт или рич трак. Она сканирует штрихкоды, расположенные на паллетах, и заносит данные в таблицу в режиме реального времени. При этом скорость сканирования составляет впечатляющие 2.5 секунды на паллету, а его точность достигает 99.9%.
Для работы инвентаризатора не требуется специализированного оборудования, как и нет необходимости вносить изменения в помещение. Он поддерживает различные типы паллет, в том числе сдвоенные, работает с несколькими штрихкодами даже под пленкой. Система самостоятельно рассчитывает высоту груза на паллете. Стартует и управляется приспособление с планшета с помощью мобильного приложения.
Здесь у вас может возникнуть закономерный вопрос: а где же искусственный интеллект? В реальных условиях в ходе инвентаризации приходится иметь дело с нестандартными задачами, справиться с которыми обычный считыватель штрих-кодов не сможет. Например, определить, где закончилась одна ячейка и началась другая, ведь в одну ячейку можно положить 2 полупаллеты с разным количеством слоев. И для системы без ИИ и компьютерного зрения задача различить эти 2 полупаллеты и понять, что они стоят на одной ячейке, будет не под силу.
Как показал опыт, внедрение такой системы занимает около 2 недель после его поставки. Причем самая длинная часть проекта как правило — договорная работа (включая согласование техзадания). Проектная команда на внедрение состоит всего из 3 человек: инженер по эксплуатации, разработчик ПО и руководитель проекта.
Опираясь на результаты проекта для 3PL-оператора, мы можем говорить о практически двухкратном преимуществе автоматической инвентаризации над ручной по всем ключевым показателям:
Кейс № 2. Система мониторинга физической активности SOLUT для торгового зала
Наверное, каждый ритейлер задается вопросами: что сотрудник делал в течение дня? сколько времени он тратит на различные задачи? сколько происходит простоев в работе и какова их причина? почему один сотрудник работает лучше другого? все ли необходимые операции были выполнены? Система мониторинга с легкостью отвечает на эти вопросы.
А работает система так. Сотрудник снабжается носимым устройством, в котором установлено множество датчиков: акселерометр, гироскоп, барометр, магнитометр, пульсометр. Они распознают и собирают виды рабочей активности по его движениям и отображают собранную информацию через удобный интерфейс. При этом система различает элементарные действия (выкладка, ротация, смена ценников, курение, бездействие) и всё это агрегирует в общие операции (работа с товаром, перемещение, простой, касса).
Пилотный проект SOLUT для ритейлера показал, что доля работы повышается на 23% у людей, которые носили часы. Модель способна распознавать и единичные действия. К примеру, если человек занимается выкладкой товара, то система считает, сколько раз он наклонился за товаром, иными словами, сколько единиц товара он выставил или сколько ценников он заменил.
Как задачи система решает? Первое, повышение выработки: выявляет простои в работе и помогает их устранить. Опытным путем было доказано, что на 20-25% повышается производительность труда при постоянном использовании SOLUT. Второе, это нормирование и выявление лучших практик. Она сравнивает людей, бригады, магазины между собой за любые даты в любом разрезе. Это как хронометраж только со 100% выборкой и без искажения картины наблюдателем. На основе полученных данных можно «привязывать» мотивацию не только на чистый товарооборот, но и на улучшение эффективности, стимулировать магазины, которые отстают по эффективности персонала, и получать по итогу полные и красивые полки. Третье, это контроль выполнения операций в магазине: ротацию делали? ценники все поменяли? обслужили оборудование? А еще система распознает несанкционированные действия, например, курение на складе.
Кейс № 3. Платформа для ритейла
Крупные федеральные сети давно занимаются цифровой трансформацией своего бизнеса. Затрачивают значительные собственные ресурсы на создание или покупают готовые решения на рынке. Внедряя передовые технологичные решения, крупный ритейл имеет конкурентное преимущество над сектором среднего и малого бизнеса. Эти решения базируются на использовании технологий работы с большими данными, искусственным интеллектом, машинным обучением, компьютерным зрением и интернетом вещей.
Softline собрали опыт крупных федеральных сетей по внедрению технологичных решений, нацеленных на оптимизацию процессов и созданию добавочной стоимости. Это позволило разработать единую платформу с десятками инструментов для цифровизации малого и среднего ритейла.
На данный момент на платформе доступны следующие инструменты учета и контроля товара на полках магазинов: Учет (выявление виртуальных остатков, чистка каталога), Цепочка поставок (прогноз продаж на неделю, рекомендованный заказ), Управление промо (прогноз спроса на промо товары) и Аналитика (онлайн-радары дисциплины магазинов, доступность товаров, аномалии, ключевые метрики управления).
Для проверки гипотез и улучшения функционала платформы нам нужна обратная связь от «ранних пользователей», поэтому мы готовы в первый год дать бесплатный доступ к этой платформе, который будет предоставлен даже после того, как она выйдет на рынок. Мы ждем вас!