Мы в Noventiq знаем, что идею проекта от его реализации отделяет очень долгий путь. Это всегда задачка повышенной сложности: прийти к общему мнению касательно концепции, согласовать идею со всеми заинтересованными сторонами, определить сроки, результаты, выбрать инструменты. От выбора инструментов очень сильно зависит конечный результат проекта. Команда Adobe в Noventiq решила выяснить, какими инструментами в работе пользуются представители творческого комьюнити Казахстана. Мы выбрали на Behance несколько интересных проектов и пообщались с их авторами, чтобы узнать об их работе над проектами и о продуктах Adobe, которые им в этом помогали. Получились очень интересные истории, которыми мы делимся с вами!
Среди множества интересных проектов на Behance нас заинтересовал проект от студии Glitch Animation Lab, посвящённый истории и культуре Казахстана и реализованный через моушн-дизайн в виде короткого ролика с хронометражем в 1 минуту. Мы пообщались с Канатом Нуркановым – основателем и руководителем студии Glitch Animation Lab об истории создания видео, о сложностях освоения After Affects и о результатах, когда программа наконец освоена.
Канат учился гуманитарным наукам, но эта специализация не очень ему нравилась, поэтому параллельно изучал графический дизайн. База у него уже была - Photoshop он знал с детства. Переехал из Костаная в Астану, начал работать графическим дизайнером – разрабатывал логотипы, фирменные стили и дизайн-проекты сайтов. На тот момент рабочий инструментарий ограничивался продуктами Photoshop и Illustrator. Постепенно Канат увлекся анимацией начал изучать моушн-дизайн в After Effects.
С погружением в мир моушн-дизайна связана забавная, но судьбоносная для профессионального развития история. Канат пришел устраиваться в агентство графическим дизайнером, где ему сказали, что штат графических дизайнеров уже укомплектован и необходимости в еще одном сотруднике нет. У Каната в портфолио был небольшой простой ролик кинетической типографики, то есть анимированного текста, где через движение букв и слов автор доносит до зрителя дополнительную мысль или эмоцию. Работодатель заинтересовался роликом, потому что агентство нуждалось в штатном моушн-дизайнере. Канат тогда слабо знал функционал After Effects, но это не помешало ему смело принять предложение с выходом на работу буквально на следующий день. Весь вечер и всю ночь Канат жадно изучал обучающие видео по After Effects, которые можно было найти на тот момент в Интернете, чтобы прийти на следующий день уже чуть более подготовленным. Но интересных видео-тьюториалов в те годы было не так уж много, поэтому постепенно Канат выработал свою личную стратегию по самообучению: искал небольшие, но интересные моушн-видео и последовательно пытался их повторить в After Effects. Всю первую рабочую неделю Канат приходил на работу первым, а уходил последним – для профессионального освоения After Effects нужно много времени. Уже через неделю он чувствовал себя гораздо увереннее, легко справлялся с базовыми задачами и постепенно повышал свой профессионализм и качество работы.
Пройдя длинный путь от графического дизайнера до арт-директора, проработав в нескольких местных дизайн-студиях, Канат полностью сфокусировался на моушн-дизайне, одном из самых интересных и прогрессивных направлений в визуализации.
На тот момент в Казахстане практически не было студий, которые специализировались исключительно на анимации. Канат вместе с супругой открыли собственное небольшое дизайн-агентство Glitch Animation Lab и наняли несколько молодых талантливых дизайнеров.
Освоение анимации – это сложно, особенно когда нет хороших обучающих курсов. И Канат подготовил несколько собственных курсов по моушн-дизайну, обучил молодых сотрудников и вырастил необходимую экспертизу для своей студии. По итогам курса в небольшой, но амбициозный коллектив Glitch Animation Lab попали нескольких лучших учеников с курса, которые потом и работали над проектом «Invest in Kazakhstan». Хорошо слаженный коллектив и дружеская атмосфера позволили реализовать в качестве одного из первых заказов такой сложный проект, как анимационный ролик, посвящённый истории Казахстана, развитию и перспективам инвестирования в страну.
Над проектом работали в 2016 г., но общественности его представили только спустя два года - выложили на Behance итоговый результат в 2018 году.
История создания ролика связана с выставкой, которая проходила в 2016 году в Казахстане и была посвящена источникам энергии будущего. Одна из компаний-участников выставки заранее заказала у Glitch Animation Lab создание специального видео, посвящённого инвестициям в Казахстан, его планировали показать в павильоне компании в ходе Expo. Но ближе к завершению проекта на этапе согласования черновой версии ролика заказчик, к сожалению, отказался от видео, и работа была временно приостановлена. Но команда так сильно полюбила эту работу, что после обсуждений внутри коллектива решили все равно закончить работу над видео, потому что, во-первых, в проект было уже вложено много сил и времени, а во-вторых - ролик был про Казахстан и все сотрудники студии были к нему эмоционально привязаны.
Сначала бриф от заказчика был простым и лаконичным – нужно подготовить видео, где коротко, но убедительно рассказывается о возможностях взаимовыгодного и долгосрочного инвестирования в экономику Казахстана со стороны крупного международного бизнеса.
Канат и его супруга придумали оригинальную концепцию, где в рамках ультраширокого кадра (в формате 21:9) путем движения ракурса камеры слева направо будет плавно показана история развития страны, которая приводит к современной и динамично развивающейся стране, попутно показывая ее богатую и яркую культуру и национальные особенности.
Ролик начинается с показа набора стереотипов о Казахстане в виде бескрайних степей, гуляющих по ним коней и установленных среди них юрт. Но постепенно картинка начинает наполняться более современными элементами жизни Казахстана: боксирующие люди (в Казахстане сильная школа бокса), всемирно известный космодром Байконур.
Следующая большая сцена, в которую плавно перетекает ролик – современный офисный open space с молодыми сотрудниками, солнечным светом и прекрасным видом из панорамных окон на центр Астаны.
Из open space картинка плавно переходит к строительству музея и выставочной площадки «Нур Алем», показывающее стремительное и прогрессивное развитие страны.
Дальше в ролике идет набор сцен, которые напрямую или косвенно связанны с современным Казахстаном, где запуск ракеты символизирует его стремительное развитие и целеустремленность, боксер – стратегический подход к делу и быструю реализацию решений, скачки – трудолюбие и желание мчаться к намеченной цели как благородные скакуны. В итоге ролик приводит нас на красивую террасу с видом на современный город и гостеприимными деловыми людьми
Перед тем, как приступить к отрисовке всех фонов и персонажей ролика, Канат с командой написали полноценный сценарий и подготовили черновую раскадровку в Photoshop. Все это заняло немало времени, ведь только на этапе раскадровки начинается процесс выстраивания продуманной последовательности сцен, обсуждаются эффекты, которые будут применены, чтобы плавно связать в единое визуальное полотно все задуманные сцены.
Потом в Illustrator для каждой сцены отрисовали все элементы, начиная от фона - степь, офис, небо, ипподром, и заканчивая всеми персонажами и элементами каждой сцены, которые были анимированы - люди, животные, краны, офисные кусты и так далее.
Команда хотела сделать каждую сцену максимально детализированной, чтобы каждый кадр в ролике выглядел уже как законченная картинка с продуманной композицией, которую можно распечатать. Отдельное внимание команда уделила каждому персонажу ролика: детально продумали внешних вид, одежду, действия, стиль движения.
Каждую сцену собирают из множества отдельных слоев. Начинают с пустого заднего фона, постепенно добавляют дополнительные элементы заднего плана и переходят к выстраиванию переднего плана с добавлением анимированных персонажей. В конце дорабатывают общую картинку, делают цветокоррекцию, выставляют светотени и добавляют солнечные блики.
Каждый анимированный объект отрисовали Illustrator. Разбивали по слоям на отдельные составляющие, так как в процессе анимации нужно работать с каждым элементом отдельно, чтобы добиться плавного движения всего объекта. Благодаря глубокой интеграции между Illustrator и After Effects переносить для анимирования нарисованные объекты, разбитые на 30-40 слоев, в After Effects легко и просто.
Каждый участник команды проделал вручную огромную работу, чтобы оживить каждую сцену и объект.
Канат отмечает, что After Effects хорош тем, что вокруг этой программы есть большое комьюнити неравнодушных дизайнеров, которые постоянно разрабатывают различные полезные элементы, например готовые скрипты для анимации, которые очень помогают в работе.
Несмотря на огромную проделанную работу, вся работа над роликом заняла около 2 недель. Такая стремительная скорость создания такого сложного ролика была достигнута благодаря нашей слаженной команде, где у каждого сотрудника была своя четко определенная роль: был человек на раскадровке, отдельный иллюстратор, который рисовал все основные элементы ролика, а в анимировании участвовали 3 моушн-дизайнера, включая самого Каната. Процесс работы был отлажен: по мере отрисовки иллюстраций для каждой сцены, объекты передавались моушн-дизайнеру для анимирования и так для всех 9 сцен.
После того как проект оформили и выложили на Behance, ролик получил две особые отметки от Behance - флажки After Effects и Motion Design. Это говорит о том, что работа замечена и оценена творческим комьюнити и администрацией Behance, которые внимательно следят за лучшими работами, попадающими на эту площадку. Проект попал в специальную галерею работ, где Behance собирает самые интересные и качественно реализованные проекты, классифицированные по используемым продуктам Adobe – в нашем случае в галерею After Effects. А отметка Motion Design говорит о том, что видео от Glitch Animation Lab попало в более широкую галерею, уже без привязки к конкретному продукту Adobe, а в целом с использованием элементов анимации в видео, где ролик «Invest in Kazkhstan» находился среди рекламных видео мировых брендов - Nike, Forbes или международного фестиваля по теннису Уимблдон.
Советы Каната для начинающих моушн-дизайнеров:
- Понять, чего вы хотите? За последние годы моушн-дизайн стремительно развивается, направление получило много разных ответвлений, и в первую очередь нужно определиться с тем направлением, в котором мы хотите развиваться и достичь профессионального уровня.
А также на первых этапах после выбора своего стиля нужно найти тех авторов, за которыми вы могли бы следить, восхищаться и вдохновляться их работами, а в качестве самообучения пытаться разбирать и воспроизводить понравившиеся вам проекты. - Как вы хотите это сделать? Выучить After Effects и другие полезные программы, включая Illustrator, Photoshop, Premiere Pro, Audition.
- С кем вы будете это делать? Очень важно найти единомышленников, потому что, как правило, работа над большой и сложной анимацией – это работа для целой команды.
По вопросам приобретения лицензий Adobe вы можете обратиться к Business Development Manager Adobe в Noventiq – Галине Говоровой Galina.Govorova@noventiq.com