Однако цифровые преобразования даже сложнее в реализации, чем обычные изменения. Цифровой бизнес требует нового стиля руководства и новых принципов работы сотрудников. Поэтому смена культуры и стиля лидерства является неотъемлемой частью цифровизации.
Цифровая трансформация требует смены парадигмы мышления, а прежние навыки устаревают быстрее, чем когда-либо. Поэтому многие сотрудники и руководители опасаются последствий цифровизации и могут чувствовать неготовность адаптироваться. Это значит, что готовность принять изменения должны взять на себя лидеры. Лидеры, готовые одновременно быстро (иногда ежедневно) меняться и быть дальновидными, фокусироваться на долгосрочных целях.
Анализ реальной практики эффективных преобразований позволяет выделить 7 факторов успеха, которыми должны руководствоваться лидеры, если они хотят, чтобы их организации не просто изменились, но и преуспели в переменах.
1. Ясные и понятные цели
Никто не внедряет новые технологии, просто чтобы появились новые технологии и не занимается изменением ради изменений. Любые организации делают все это, чтобы оставаться конкурентоспособными, повышать производительность, создавать более инновационные товары и услуги.
Только трансформация, которая ведет бизнес к понятной, реалистичной цели, имеет шансы на успешное осуществление. Людям бывает трудно проходить через изменения, и движущей силой должна стать цель, к которой стремится бизнес. Лидер трансформации должен в любой момент ответить на вопросы «почему» или «зачем».
Многие организации при проведении изменений склонны смотреть внутрь себя и ставят целью цифровых преобразований оцифровку внутренней операционной модели организации. Однако более перспективны цели, связанные с внешним успехом (запуск новых продуктов или услуг, взаимодействие с внешними партнерами по цифровым каналам).
2. Мыслить масштабно
Правильные цифровые преобразования не могут быть точечными. Перевод в цифру сразу нескольких процессов или бизнес-единиц, либо же всего предприятия играет очень важную роль.
Не стоит пугаться и внедрения сразу множества новых технологий. Это может показаться нелогичным, ведь более широкий набор технологий усложняет преобразования и делает их более рискованными. Однако практика показывает, что организации, проходящие изменения успешно, обычно склонны использовать более сложные технологии, такие как искусственный интеллект, интернет вещей и машинное обучение.
3. Сотрудники в центре внимания
Чтобы стимулировать цифровую трансформацию, недостаточно просто вкладывать средства в технологии. Сотрудники являются наиболее важным фактором для успешного цифрового преобразования.
Как взять всех с собой в цифровое путешествие? Цифровая среда требует новых способов сотрудничества, новых структур и культуры, более мотивирующей и творческой среды, поддержки автономии, расширения прав и возможностей и активного участия. Для этого необходимо изменение всего стиля руководства.
Сегодня сотрудники хотят большего контроля над своей работой и более удобного и широкого сотрудничества с другими. Культура совместной работы в таких современных компаниях, как Google или Tesla все чаще становится образцом для подражания.
Другим ключевым моментом является предоставление сотрудникам права голоса относительно того, что нового и где можно изменить в бизнесе. Когда сотрудники генерируют свои собственные идеи об улучшении бизнеса – это очень эффективный подход.
4. Заглядывай вперед
Критически важно постоянно думать о том, каким образом цифровизация может повлиять на бизнес в ближайшей и долгосрочной перспективе, и о навыках, которые руководителям и сотрудникам необходимо будет поддерживать.
Одним из важнейших шагов для организаций является разработка четких стратегий трудовых ресурсов, чтобы помочь определить цифровые навыки и возможности, которые у них есть в настоящее время - и они будут необходимы - для достижения их будущих целей.
5. Вместе мы сильнее
Чтобы быть лидером в сегодняшнее время, вам следует больше думать о том, что вы можете сделать вместе с партнерами. Поскольку технологии усложняются и совершенствуются, для успеха обычно требуется сотрудничество нескольких сторон.
Это означает, что весь ваш бизнес должен быть готов к партнерству в достижении конечной цели. Гибкий лидер не боится этого партнерства, а стремится извлечь из него максимум выгоды.
6. Дальновидный оппортунизм
Для лидера может быть соблазнительно погрузиться в повседневную рутину бизнеса. Однако успешные лидеры думают о будущем, и всегда ищут возможности.
Лидеры, способные к переменам, должны смотреть вперед. Самый простой способ сделать это – анализировать имеющиеся возможности сегодня, завтра и всегда. Задавать вопросы. Давать сотрудникам открытое место для инноваций и экспериментов. Хвалить тех, кто преуспевает (включая себя). Помогать тем, кто терпит неудачу, извлекать уроки.
7. Риск и эксперименты
Лидеры, способные к переменам, - это те, кто рискует, и экспериментаторы, которые создают возможности для экспериментов и инноваций. Этап, на котором мы находимся сегодня, не был бы возможен без экспериментов технологических компаний и риска, который они на себя брали.
А как вы справляетесь с возможностью, которая сопряжена с риском. Когда вы сталкиваетесь с риском, вы уходите от него? Или делаете решающий шаг? И то, и другое может быть вредным или полезным для вашего бизнеса, - надо только рассматривать риск правильно.
Если вы делаете шаги, чтобы подготовиться к риску, вы можете пойти на риск, даже если вы ожидаете неудачу. Любой новатор скажет вам, что из неудачи приходит успех.
Сегодня мы проходим не «цифровую трансформацию», а битву за цифровое выживание. Компании, которые не могут адаптироваться и меняться, со временем исчезнут. Успешное цифровое преобразование - возможно, ключ к выживанию, а не инновация. Те, кто не смогут адаптироваться к постоянно меняющейся среде, рискуют исчезнуть как динозавры.
Правильно проведенная трансформация позволит предприятиям стать лучше, сильней, прибыльней. Но без партнерства и настоящего сотрудничества ваша конкурентоспособность пострадает.