Первый, или верхний уровень, описывает основные бизнес-процессы предприятия в общем смысле и определяет ключевые точки IT-стратегии компании. На втором уровне формулируются конкретные задачи, бизнес-процессы проецируются на IT-инфраструктуру, определяется стэк приложений, призванных решать поставленные задачи наиболее оптимальным образом, и задаются алгоритмы их взаимодействия. Третий уровень структурирует процессы управления данными и определяет параметры их жизненного цикла.
В качестве фундамента, или четвертого уровня, выступает технологическая архитектура, то есть совокупность облаков, серверов, систем хранения и телекоммуникационного оборудования, которая в конечном счете поставляет необходимые вычислительные мощности, необходимые для автоматизации бизнес-процессов.
В индустрии существует набор хорошо известных и проверенных временем практик, позволяющих выстраивать и грамотно планировать IT-архитектуру предприятия в каждом таком аспекте. Данные фреймворки достаточно широко используются IT-специалистами для разработки еnterprise-архитектур и описывают технологические компоненты, приложения, подходы к работе с данными и в заключении — в типовой форме сами бизнес-процессы, которые автоматизируются всем тем, что находится «в основании» пирамиды.
Доверие: необходимое, но хрупкое
Ситуация в IT-индустрии нашей страны складывается таким образом, что многие компании, испытывая острую потребность в дальнейшей оптимизации своей инфраструктуры с целью минимизации эксплуатационных расходов и создании адекватной IT-стратегии, зачастую не могут похвастаться наличием достаточной собственной экспертизы в сфере комплексных проектов.
Бизнес в России пока еще не стремится активно инвестировать в разработку масштабных IT-архитектур, прибегая к услугам партнеров. Руководству IT-подразделений предприятий сложно принять решение доверить интегратору разработку комплексной архитектуры – компании стараются самостоятельно определить, что и как должно работать. Таким образом, чрезвычайно важно сфокусироваться на повышении уровня доверия среди enterprise-клиентов к компаниям-интеграторам – заказчик должен быть абсолютно уверен в том, что продукт, в данном случае IT-архитектура, способен оправдать капиталовложения, а партнер станет надежной опорой в бизнесе.
В несколько более прогрессивных в плане развития информационных технологий странах Запада этот барьер удалось преодолеть. К счастью, к необходимому уровню доверия бизнес-сообщество активно стремится и у нас, в России.
Например, в проектах внедрения на предприятиях ERP-систем, требующих значительных затрат и предполагающих высокую степень ответственности, зачастую предполагающих пересмотр IT-архитектуры практически на всех уровнях, компаниями-интеграторами успешно решаются отдельные задачи — от поставки необходимого оборудования до построения целевой вычислительной инфраструктуры, вплоть до разработки всей технологической архитектуры «под ключ». Успешно выполненные проекты закладываются в основу репутации таких компаний на рынке, что, в свою очередь, позволяет поддерживать и развивать необходимую степень доверия и строить долговременное и взаимовыгодное сотрудничество.
Грамотно спроектированная архитектура — какая она?
В первую очередь важно отметить, что IT-инфраструктура любого предприятия существует не ради себя самой, а всегда находится на службе у бизнеса и оказывает прямое влияние на эффективность его работы. Прежде всего, в ней должно быть налажено тесное и оптимальное взаимодействие всех компонентов между собой без каких-либо компромиссов в плане гибкости и способности подстраиваться под непрерывно меняющуюся конъюнктуру и интенсивное развитие самого бизнеса.
Большинство компаний уходит от долгосрочного планирования своей деятельности в сторону среднесрочного, что сокращает объем допустимых капиталовложений и ограничивает инвестиции в IT-инфраструктуру, требуя их максимальной обоснованности. IT-бюджеты компаний сокращаются, что заставляет искать способы еще более жесткой оптимизации расходов. Таким образом, архитектура обязана предлагать такие процессы и технические средства, которые бы решали все задачи с минимальными издержками в короткий срок.
IT-инфраструктура непрерывно меняется, живет, как организм. Технологии непрерывно развиваются, оборудование устаревает, внутренние бизнес-процессы компаний претерпевают различные метаморфозы, появляются новые задачи, устаревшие — постепенно сходят с орбиты. Качественно спроектированная архитектура позволяет органично следовать этой динамике, проводить все процессы обновления, расширения или вывода отдельных элементов инфраструктуры из эксплуатации относительно легко и без существенной концептуальной переделки «всего и вся».
Такая идиллия во взаимоотношениях бизнеса и IT в нашей стране наблюдается далеко не всегда. В Европе и США рынок уже стабилизировался, крупные предприятия отлично понимают важность оптимизации IT-архитектуры. Наступив на все возможные «грабли», разбросанные тут и там, они пришли в конечном итоге к осознанию необходимости в последовательном и квалифицированном подходе к построению IT-архитектур, с привлечением лучшей экспертизы, доступной на рынке.
А что у нас?
Молодые успешные компании изначально стараются соответствовать актуальным трендам и с самого своего возникновения стремятся предусмотреть эффективную стратегию разивтия ИТ-инфраструктуры на дальнейшую перспективу. При этом ядро корпоративной ИТ-инфраструктуры – центр обработки данных, развивающийся в классическом стиле, — зачастую сталкивается с рядом существенных проблем. Данные проблемы особенно часто встречаются в компаниях, вышедших на крейсерскую скорость в бизнесе и давно присутствующих на рынке, со зрелыми и устоявшимися информационными экосистемами.
Сложности уходят своими корнями в прошлое. Тогда IT-инфраструктура могла расширяться весьма хаотически, стремясь, как и должна, дать немедленный ответ вызовам бизнеса, но при этом IT-подразделения не имели сколько-нибудь долгосрочной стратегии ее развития. Это было во многом обусловлено тем, что в «эпоху перемен» попросту не было ни доступных апробированных методик, ни развитой компетенции, ни соответствующих предложений на рынке IT-услуг.
Далее следует отметить первую и наиболее важную проблему традиционных ЦОД — значительную разрозненность парка оборудования внутри ЦОД. В больших компаниях «с историей» ассортимент применяемых технологий может быть действительно велик. Из-за вынужденного сосуществования под крышей одного ЦОД совершенно разных аппаратных платформ (например SPARC и x86), продукции разных поставщиков (HP, IBM и др.) и разных сетевых стеков (например Ethernet и FibreChannel), управляемость и возможности масштабирования такого «Левиафана» оставляют желать лучшего, а затраты на эксплуатацию стремятся к непомерным. Особенно если в инфраструктуре присутствуют бизнес-приложения, жестко привязанные к устаревшим технологиям, которые также необходимо поддерживать.
К первой проблеме непосредственно примыкает вторая — нерациональное использование имеющегося аппаратного обеспечения. Заключается в недостаточной утилизации имеющихся аппаратных ресурсов и несвоевременный вывод из эксплуатации устаревшей техники с заменой ее на более экономичную и производительную. В условиях нарастающего дефицита доступных для ЦОД энергомощностей и нелинейного увеличения их стоимости со временем, ситуация рискует в ближайшем будущем перерасти в острейшую, абсорбируя значительную часть IT-бюджетов, не предлагая ничего взамен.
Третья проблема заключается в стоимости квалифицированного персонала. По мнению специалистов компании Gartner, стоимость привлечения квалифицированного персонала может достигать 40% общих расходов по ЦОД. Удельный вес таких расходов тем выше, чем сложнее и запутаннее инфраструктура существующего ЦОД, что далеко не всегда оправдано задачами бизнеса.
Значительное количество клиентов компании Softline сталкивалось с похожими проблемами, привлекая специалистов компании в качестве экспертов, способных в разумные сроки предложить решения и набор услуг, помогающих эффективно решить поставленные задачи, применяя индивидуальный подход, основанный на доверии и подкрепляемый репутацией, сложившейся у компании Softline на рынке IT-услуг.
Важность аудита
Индивидуальный подход к решению проблем, возникающих внутри IT-инфраструктуры заказчиков, невозможен без всестороннего аудита, который является неотъемлемой частью любого достаточно масштабного IT-проекта. Аудит позволяет точно установить источник проблем и неоправданных издержек и помочь в выработке единственно верного решения по устранению возникших сложностей.
Как правило, в процессе аудита задействована целая команда экспертов, способная оценить все аспекты имеющейся IT-архитектуры. В целом, организация аудита полностью зависит от широты и сложности поставленных нашими заказчиков задач.
Строим технологическую часть инфраструктуры
В настоящий момент можно выделить три основных подхода к построению ЦОД. Первый, классический подход, заключается в оборудовании выделенного помещения с последующим размещением в нем программно-аппаратного комплекса для обеспечения функционирования корпоративной IT-инфраструктуры и средств автоматизации бизнеса. Параллельно создается свод организационных процедур и осуществляется набор персонала для поддержания необходимого уровня качества оказания информационных услуг. Большинство компаний используют именно такие исторически сложившиеся методы.
Новая реальность порождает второй, радикальный подход к организации ЦОД — отказ от собственного ЦОД. Не так уж много компаний, особенно в нашей стране, решаются полностью отказаться от размещения у себя значимых для бизнеса частей IT-инфраструктуры, однако развитие облачных технологий все больше мотивирует переносить бизнес-приложения в «облака», перекладывая ответственность и всю головную боль по решению технических проблем с собственных плеч на плечи сервисных компаний. При этом расходы клиентов на инфраструктуру и приложения в облаке — IaaS и SaaS, четко выражены в виде платы за подписку и сходятся к отметке реально потребляемых ресурсов.
По факту, передача эстафеты по строительству и поддержанию ЦОД в руки облачных компаний, к сожалению, не приводит к автоматическому решению фундаментальных архитектурных проблем,о которых было упомянуто ранее. Эти проблемы просто меняют своих хозяев, покидая уютные корпоративные серверные и переезжая в просторные ЦОД сервисных провайдеров.
Таким образом, в недрах облачных провайдеров, ведущих борьбу «не на жизнь а на смерть» за качество оказываемых услуг и за поддержание гарантированных уровней SLA, а также в компаниях, желающих сохранить и далее эффективно развивать собственные ЦОД, зародилась и окрепла третья концепция — модульный конвергентный ЦОД. В таком ЦОД вся инфраструктура представлена в виде относительно автономных блоков, взаимодействующих друг с другом по заранее разработанной унифицированной схеме с использованием общего стэка стандартных протоколов. Модульный подход сочетает в себе преимущества первых двух — классического и облачного и во многом избавлен от их недостатков.
Инфраструктура модульного ЦОД по-прежнему находится на площадках заказчика, но изначально проектируется с учетом минимизации временных и финансовых затрат, связанных со вводом в эксплуатацию и интеграцией с существующей средой. Готовность такой инфраструктуры к развертыванию необходимых приложений достигается в кратчайшие сроки, практически с момента монтажа модуля, подключения к электропитанию и сети передачи данных. При этом, подобно варианту с облаком, обслуживание всего комплекса берет на себя компания-партнер, заказчику об этом не нужно беспокоиться — он только озвучивает необходимые объемы ресурсов и функциональные возможности, а поставщик их обеспечивает.
Именно этот подход сегодня неуклонно набирает популярность и поддерживается многими крупнейшими вендорами.
Ключевое преимущество инфраструктуры модульных ЦОДов, помимо скорости ввода в эксплуатацию, состоит в возможности гибкого расширения. Когда необходимо задействовать дополнительные мощности, например в рамках задачи по автоматизации какого-либо нового бизнес-процесса или запуска нового продукта, приобретается модуль в виде преконфигурированной стойки-«коробки». Нужно в два раза больше ресурсов — устанавливается еще один модуль рядом с предыдущим, и так практически линейно.
В качестве третьего преимущества модульных ЦОД можно отметить тот факт, что инфраструктура такого типа идеально сочетается с концепций программно-определяемого ЦОД (Software Defined Datacenter, SDDC) и может служить фундаментом для его построения.
О концепции SDDC следует сказать отдельно. Как следует из определения данного термина, технологическая архитектура в таких ЦОД определяется не столько «железом», которое в нем инсталлировано, сколько программными средствами.
Индустрия уже по достоинству оценила технологии серверной виртуализации, позволяющие консолидировать вычислительные ресурсы отдельных физических серверов в общие пулы и тонко распределять мощности между приложениями точно в том объеме, которые им необходимы, программными средствами. При этом ввод в эксплуатацию новых, виртуальные серверов, выполняется буквально в несколько кликов мыши.
Логическим следствием успеха серверной виртуализации является перенос применяемого в этой технологии подхода на остальные компоненты IT-инфраструктуры — системы хранения данных и сеть передачи данных.
В первом случае образуется SDS — программно-определяемое хранилище, где аналогичным образом в единые пулы с установленными уровнями обслуживания объединяются ресурсы хранения и происходит абстрагирование над конкретным оборудованием СХД. Во втором случае на сцену выходит SDN – программно-определяемая сеть, где логическая топология и архитектура сети также задается программно и полностью унифицированно поверх плоской физической структуры, и конфигурация такой сети в значительно меньшей степени зависит от функциональных возможностей конкретного оборудования.
При этом построение SDN невозможно без использования конвергентных сетей. Необходимость в наличии двух независимых инфраструктур передачи данных, как например отдельной для передачи IP трафика и отдельной — для передачи трафика хранения (классические сети SAN на базе технологии FibreChannel) сводит на нет все преимущества, которые может дать SDN. Конвергентная сеть позволяет эффективно использовать одну и ту же инфраструктуру для различных типов данных уже сейчас и в тех задачах, где требуются самые высокие качественные показатели и которые налагают жесткие требования к уровням задержек и скорости передачи.
Все упомянутые технологии в совокупности определяют концепцию программно-определяемого ЦОД — SDDC, в основе которой, как и в случае модульной инфраструктуры, лежит унификация и стандартизация способов взаимодействия отдельных компонентов между собой, что дает возможность эффективно использовать эти технологии в связке. Несомненно, концепции SDDC и модульной инфраструктуры ЦОД являются важнейшим и наиболее перспективным направлением в фундаментальном аспекте современной эффективной IT-архитектуры предприятия — технологической архитектуры.
Компания Softline готова оказать самый широкий спектр услуг по разработке ИТ-архитектуры предприятия на всех уровнях и является отлично зарекомендовавшем себя на рынке провайдером облачных сервисов, что позволяет решить любые задачи заказчика наиболее эффективным образом.